Освенцим, Польша.
В Бобруйск на Range Rover
Главная / TEXTS / Путешествия / На автомобиле в Белоруссию и Польшу

В Европу на своих четырех

Мы проверили, действительно ли это так сложно: съездить заграницу на своей машине.

В этом году в польском городке Камиен Сласки проходил чемпионат Европы по дрэгрейсингу “King of Europe”. Это был уже третий по счету – первые два состоялись в предыдущие годы в Бельгии, в небольшом городке Chimay около французской границы, на прямом отрезке гоночной кольцевой трассы Circuit of Chimay. Мы еще ни разу не пропустили это интереснейшее событие, не собирались и в этот раз. Тем более, Польша не Бельгия, находится намного ближе, а 1500 километров пути – не так уж и много. Это оказалось хорошей предпосылкой для принятия решения о поездке на автомобиле.

Первым вопросом на повестке дня стояло, на какой машине ехать. Самым простым было ехать на автомобиле, находящемся в собственности, но мне принадлежит маленькая двухместная машина, которую просто жалко гонять на такие расстояния. Да и не рационально это, особенно на 98 бензине. В общем, я решила попросить мужа дать мне его БМВ 530.

Генеральная доверенность, конечно, должна быть нотариально заверена. Кроме того, для подстраховки ее хорошо бы перевести на язык страны следования и заверить перевод. Говорят, обычно пограничники на это не обращают внимания, им важны сами документы на машину. Но всякое может случиться: не понравитесь вы таможеннику или полицейскому, например. Проще подстелить на такой случай соломки, чем потом терять время и нервы. Доверенность и ее перевод на польский язык обошлись мне около тысячи рублей.

Следующий этап – получение гринкарты, международной автомобильной страховки. Никакие внутренние страховки вроде ОСАГО или АвтоКАСКО за рубежом не действуют. Минимальный срок, на который выдается гринкарта – две недели, а оформляют ее практически все ведущие страховые компании. Стоит это от 18 до 26 условных единиц в зависимости от компании, суть же страховки не меняется.

Сделав это все, я решила, что готова к поездке. Но я забыла о белой овальной наклейке RUS на машину, которая необходима при пересечении границы. О наклейке позаботились мои друзья – спасибо им за это.

Маршрут мы составили заранее. Нам предстояло проехать 530 км по России, 570 по Беларуси и столько же по Польше до Ополе. Ополе – это город неподалеку от Камиен Сласки, где мы собирались жить. К тому моменту, как мы стали бронировать гостиницы, в Камиен Сласки мест уже не было – такой наплыв посетителей ожидался на чемпионат по дрэгрейсингу.

Было два варианта прохождения белорусско-польской границы: через Брест и через Гродно. Маршрут Минск-Брест-Ополе – это 873 км, а путь Минск-Гродно-Ополе ровно на десять километров длиннее. Мы все-таки выбрали второй. В его пользу говорило то, что, по отзывам очевидцев, машин и очередей на границу возле Гродно намного меньше. Ну, а десять километров разницы теряются на общем фоне расстояний.

Выехали из Москвы по Минскому шоссе мы абсолютно беспрепятственно, несмотря на то, что был будний день и «пиковое» время – 9.30 утра. Заранее рассчитав время в пути, мы решили, что выезжать раньше нет никакого смысла – лучше выспаться накануне, тем более что, собираясь в дорогу, все равно всегда ложишься намного позже, чем предполагал.

Отличная погода, хорошее покрытие, довольно широкая дорога и отсутствие пробок при выезде из Московской области сделали нашу поездку чрезвычайно приятной. Средняя скорость держалась на отметке примерно в 100 км/час, что очень хорошо для колонны из трех машин.

Через 530 километров нам предстояла российско-белорусская граница. Мы предусмотрительно остановились на российской заправке: у нас литр 95-го бензина стоит на 3-4 рубля дешевле, чем в Беларуси.

Первое, что бросилось нам в глаза перед границей – это многокилометровая очередь из фур, ожидавших своего часа.

Однако, опасения, что нам грозит что-то похожее, скоро сменились даже неким разочарованием: никому мы не были нужны на нашей БМВ. Ко второй машине в нашей колонне – новенькому Ситроену С2 – отнеслись с тем же «пренебрежением». А вот праворукий «бубнящий» прямотоком Субару Форестер наших пограничников заинтересовал – и у автомобиля, и у пассажиров проверили все документы. Белорусы же просто отмахнулись от всех троих палочкой: «Проезжайте!»

Основные магистрали в Белоруссии платные. Для российских автомобилей въезд на такую трассу стоил 0,5 у.е., т.е. 13 рублей. За что брались эти деньги, мне лично было непонятно – дорога до и дорога после шлагбаума ничем не отличались друг от друга. Наверное, это просто еще один вариант транспортного налога.

Вообще белорусские дороги очень похожи на российские. Мой товарищ нашел лишь одно различие: вместо металлического разделителя между направлениями движения был газон. Мы старались не очень лихачить: попытка дать белорусскому гаишнику «на чай» может закончиться очень печально, у них со взятками все строго. Да и нарушения неизвестно к чему приведут – наказания в этой стране очень серьезные. Рисковать не стоит.

В 5 вечера мы уже подъезжали к Минску (705 км от Москвы), а до Гродно добрались еще через три часа, объехав столицу Беларуси по окружной дороге. Насчет Гродно следует знать, что там весьма ограниченное количество гостиниц, в которых мы столкнулись с полным отсутствием мест. В самой большой гостинице города нам предложили дождаться девяти вечера, когда будут снимать бронь, но у нас уже не было сил ждать. Поэтому мы накупили местных газет с объявлениями и быстро сняли отличную двухкомнатную квартиру со всеми удобствами всего за 20 долларов за ночь.

Следующее утро началось относительно рано. Нам посоветовали не задерживаться, а сразу ехать на границу, до нее от Гродно примерно 15 километров. Перед границей мы опять заправились – в Польше бензин еще дороже, чем в Беларуси.

Пограничная зона с Польшей выглядит намного серьезнее, чем терминал Россия-Беларусь. Как и везде, таможня делится на красный (для тех, кому надо декларировать имущество) и зеленый коридоры. Очереди что там, что там были незначительные. Мы сначала было направились в зеленый коридор, но в моей БМВ было много различной видео и съемочной аппаратуры (я ехала снимать кино), и кто-то из местных чинов посоветовал отправиться в красную зону – чтобы потом на обратном пути не было проблем с ввозом техники. Мы заполнили декларации, предъявили таможеннику каждый заявленный предмет, документы на авто, прошли паспортный контроль и выехали за территорию Беларуси. В общей сложности у нас вся эта процедура заняла чуть меньше полутора часов. Наши друзья, которые проезжали через зеленый коридор, уже успели посетить местный DutyFree и ждали нас перед польской границей.

Поляки проверили наши документы, поставили въездную отметку, пробили через компьютер автомобили и буквально через 10 минут отпустили восвояси. Впереди нас ждала Польша.

Что сразу бросилось в глаза, так это то, что дороги резко стали хуже. Две полосы вместо четырех, ямы и неровности – все это укрепило нас во мнении, что Польшу еще рано принимать в Шенген. На автобане все изменилось, покрытие заметно улучшилось, но как только мы с него съезжали, все опять возвращалось на круги своя… Уж насколько плохие дороги в России – но там…

Для того, чтобы добраться от границы до города Ополе, нам потребовалось еще порядка восьми часов с учетом пробок возле Варшавы и всех остановок. Разместились, отдохнули, побывали на чемпионате Европы по дрэгрейсингу и через три дня собрались назад, в Москву.

Нас напугали, что если снова ехать через Гродно, то мы можем попасть в большую пробку. А мы планировали пересечь границу в вечер накануне истечения срока действия виз. Если бы мы не успели выехать из Польши, в дальнейшем могли бы быть в проблемы с посольствами стран Шенгенской зоны. Поэтому мы изменили маршрут и решили проходить таможню в другом месте – на погранпереходе «Словатичи-Домачево». Дело в том, что там к прохождению границы допускаются только легковые автомобили, поэтому изначально количество машин там намного меньше.

И действительно – пересечение границы и прохождение паспортного контроля польской и белорусской границы в совокупности заняло у нас чуть больше 15 минут. Помогли российские номера – для белорусских машин отводилась соседняя полоса движения, и там скорость прохождения границы была намного меньше. Еще через полчаса мы были в Бресте (Домачево находится в 46 км от города), переночевали, а на следующий день без проблем вернулись в Москву.

Единственное, о чем я жалею – о том, что по старой привычке никого не пускаю за руль своей машины. Проехать 1500 километров без сменщика все-таки тяжеловато. Но с другой стороны усталость – не повод отказываться от путешествия на автомобиле, ведь ни из поезда, ни из самолета не разглядишь края, через которые проезжаешь.